Московская область

г. Озеры

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное

oбщеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

 

Социально-психологическая служба школы

Социальный педагог

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 1

Маркова Лидия Алексеевна

Педагогический стаж: 34 года

1 квалификационная категория

Образование: высшее (Московский Лесотехнический институт МЛТИ)

Награждена:

Грамота Главы Озерского муниципального района

Грамота Управления образования администрации Озерского муниципального района


План работы социального педагога МОУ средней общеобразовательной школы №1 на 2011 – 2012 учебный год   Plan_raboty_na_2011_-_2012_g.doc

__________________________________________________________________________

        Главной сферой деятельности социального педагога является сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений. Приоритетная сфера – сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении по месту жительства. Главная задача социального педагога по возможности предупредить проблему, своевременно выявить и установить причины, обеспечить профилактику негативных явлений и в поведении детей. В центре внимания – личность человека, семья, социальные общности, которые формируются в различных сферах жизнедеятельности детей и подростков. 

        Цели деятельности социального педагога:

- создание благоприятных условий для развития личности (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального);

- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем);

- защита ребенка в его жизненном пространстве.

       Направления деятельности:

    Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:

-  проведение социальной паспортизации классов, школы;

- изучение и анализ культурно – бытовых отношений в семьях учащихся;

- изучение и анализ морально – психологического фона школы с целью выявления его взаимодействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации.

      Социально – педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи:

- социально – педагогическая защита прав ребенка;

- выявление и поддержка учащихся, нуждающих в социальной защите (дети – инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

- защита прав и интересов учащихся,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, КДН и ЗП, ОДН/ОВД, прокуратура, суд и т. д.)

- защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны родителей;

       Обеспечение социально – педагогической поддержки семье в формировании личности учащихся:

- раннее выявление неблагополучных семей;

- создание банка данных по многодетным, неполным семьям, семьям, имеющих детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.)

- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимое условие успешной социализации детей и подростков;

- психолого – педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

        Социально – педагогическое консультирование:

- организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по разрешению социально – педагогических проблем.

        Социально – педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:                  

- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющего поведения учащихся;

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;

- способствование пропаганде здорового образа жизни;

- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей.

       Содействие  созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка.

       Организационно – методическая деятельность

Ввиду имеющих проблем в школе деятельность социального педагога планируется в необходимых направлениях, наполняя  их конкретным содержанием.

      Виды деятельности социального педагога: срочная (расписание обязательных дел на неделю), перспективная (годовое планирование) и планы взаимодействия с социальными структурами.

 

План – график работы социального педагога на неделю

на 2011-2012 учебный год

День

Время

Содержание работы

Понедельник

День посвящен детям, состоящим на внутришкольном учете, КДН, ОДН/ОВД

 

8.00-9.30

 

9.30-1150

11.50- 13.00

13.00-14.00

14.00-16.00

Контроль над посещаемостью занятий учащихся «группы риска»

Работа с документацией

Совещание при директоре

Обед

Работа с документацией

Вторник

Работа с документацией

8.00- 13.00

13.00-14.00

14.00-16.00

Работа с документами

Обед

Заседание КДН и ЗП (вызов на заседание)

Среда

Работа с детьми из неблагополучных семей,

«группы риска

8.00-13.00

 

13.00- 14.00

14.00-16.00

Работа с родителями, беседа с учащимися, анкетирование, диагностика.

Обед

Посещение семей

Четверг

Связь с организациями

8.00-13.00

 

13.00-14.00

14.00-16.00

Работа с документами, с методической литературой

Обед

Работа с участниками образовательного процесса

Посещение центра помощи семьи детям «Подсолнух», ОДН/ОВД, КДН и ЗП, Управление образования, отдел опеки и попечительства.

 

Пятница

Работа с участниками образовательного процесса

Посещение семей детей «группы риска» и детей из неблагополучных семей.

 

8.00-13.00

 

 

 

13.00-14.00

14.00-16.00

Работа с классными руководителями. Анализ посещаемости учащихся занятий в школе.

Работа с родителями, беседа с учащимися, диагностика.

Обед

Посещение семей.

Суббота

Посещение семей детей группы риска

8.00-13.00

Методический день

 

 

  Законы и нормативные акты, регламентирующие работу социального педагога в школе.

№п/п

Наименование

1

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №120

2

Конвенция о правах ребенка (Принята ООН на Генеральной Ассамблее 20 ноября 1989 г.)

3

Конституция Российской Федерации (Принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.)

4

Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266 – 1 «Об образовании» (ред. От 6 июля 2006 г.)

5

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (ред. от 21 декабря 2004 г. принят ГД ФС РФ 3 июля 1998 г.)

6

Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

7

Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3 – ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

8

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

9

Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении

10

Указы президента РФ:

- Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г. №1696 «О президентской программе «Дети России» (с изм. и доп. От 1 апреля 1996 г., 18 сентября 1994 г);

-  Указ Президента РФ от 15 сентября 1994г. № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России»;

-  Указ президента РФ от 14 сентября 1995 г. №942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)»;

11

Решения Правительства РФ:

-  Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

-  Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно – воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»;

 

 

 -  Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996г. № 861 «Об утверждении Порядка воспмтания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

-  Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями  в развитии»;

-  Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого  - педагогической и медико -  социальной помощи»

-  Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специализированном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением ав развитии»;

- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

-  Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001 г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

-  Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием» и др.

12

Решения органов управления по вопросам образования и воспитания учащихся.

13

Распоряжения администрации школы (Устав школы, Положение о совете школы, приказы)

 

Рекомендации родителям

Родители, законные представители несут ответственность за воспитание, развитие своих детей и создание необходимых условий для получения образования. За невыполнение своих обязанностей родители могут быть привлечены к ответственности в пределах определяемых гражданским законодательством.

Основание:

  1. Конституция РФ ст. 43.4 «Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детям основного общего образования».

Ст. 34.5 «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные фпормы образования и самообразования.

Ст. 38.3 «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

  1. Конвенция ООН о правах ребенка «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Ст. 7»Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это,  возможно, право знать своих родителей и право на заботу».
  2. Семейный кодекс гл. 12.ст. 63 «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей».

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны, заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими основного среднего общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Ст. 65 «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство  обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей».

  1. Закон РФ Об образовании гл.5 ст. 52 «Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения общего образования имеют право выбирать формы образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательного учреждения.

Родители (законные представители)  обучающихся, воспитанников обязаны выполнять Устав образовательного учреждения.

Родители (законные представители)  имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образования в семье. Ребенок, получивший образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить обучение в образовательном учреждении.

Родители (законные представители)  обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

  1. В соответствие с Федеральным Законом от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных    гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних родители не должны допускать:

Нахождение несовершеннолетних в обстановке представляющей угрозу жизни и здоровью, в том числе нанесение побоев и иных случаев.

Пропуски занятий несовершеннолетними без уважительной причины или   посещение образовательного учреждения в неадекватном состоянии.

Проживание ребенка у родственников или иных без законного представителя.

Самостоятельный уход из семьи ребенка.

Отсутствие длительного контакта родителей (законных представителей) с классным руководителем образовательного учреждения.

 

Рекомендации Министерства образования Московской области

о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения или систематически пропускающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях

 

1.   Общие   положения

 

1.1. В соответствии с Законом Российской  Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы:

 - выявляют  несовершеннолетних,   не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими  среднего (полного) общего образования;

- ведут учет  детей, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях;

 - выявляют причины и условия,  способствующие пропуску занятий без уважительных причин;

- осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся  и своевременно информируют  муниципальные органы управления образованием и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП) о детях, прекративших обучение в образовательном учреждении или уклоняющихся  от  данного обучения.

1.2.  В  Рекомендациях применяются следующие понятия:

Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причинам занятия  в образовательных учреждениях – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая  образовательным учреждением в отношении  несовершеннолетнего  и  его семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.

 

 

2.                Организация работы по учету детей в образовательных учреждениях

 

 2.1. Ежедневный  контроль за  посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае  пропуска 1 дня занятий,  и/или отдельных уроков, суммарное количество которых 5, классный руководитель выясняет  причины отсутствия у обучающегося,  его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители  не знали об этом, следует предупредить их письменно (уведомление, запись в дневнике) о необходимости усиления  контроля   за  поведением  ребенка и посещаемостью школьных занятий. 

Для определения и устранения причин необоснованных пропусков занятий администрация образовательного учреждения совместно с родителями (законными представителями) принимает надлежащие меры, в том числе, беседы классного руководителя, проведение индивидуальных консультаций с педагогом-психологом и социальным педагогом.

2.2. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о пропущенных занятиях, а обучающийся продолжает пропускать занятия, необходимо посетить такого обучающегося на дому совместно классному руководителю и социальному педагогу. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить,  не оказался ли несовершеннолетний (его семья) в социально опасном положении  и какие надлежит принять меры. Посещение на дому  следует оформить актом обследования жилищных условий.

При установлении факта злоупотребления родителями алкогольными напитками, наркотиками, склонности к асоциальному поведению следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника  КДН и ЗП или  ОДН/ОВД. В случае  невозможности установления  места нахождения семьи несовершеннолетнего,  следует письменно проинформировать  ОДН/ОВД.

2.3. Если  родители не принимают надлежащих мер для возвращения несовершеннолетнего в школу,    следует   предупредить их  в письменной форме об административной ответственности  за уклонение от своих основных обязанностей  по  воспитанию и получению детьми  основного общего образования (п. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации,  п. 2 ст. 52  Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

2.4. В случае,   когда  работа  с  несовершеннолетним и  родителями не дали должных результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин  продолжает пропускать занятия,   несовершеннолетнего следует поставить на  внутришкольный   учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более строгого контроля.

2.5.   В  отношении  родителей  (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования несовершеннолетним,  следует подробно в письменном виде проинформировать КДН  и ЗП.

В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних  и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать  ОДН/ОВД (пункт 1. ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

2.6.  В целях обеспечения реализации права граждан на получение  общего образования,  повышения ответственности образовательных учреждений за полный охват несовершеннолетних общим образованием и сохранением контингента обучающихся,  образовательное учреждение обязано осуществлять ведение документации по учету и движению учащихся.

 

3.                Основание  для постановки  несовершеннолетнего на внутришкольный учет за непосещение или пропуски занятий без уважительной причины и порядок внутреннего учета

 

3.1. Учет ведется по форме, в которую вносят сведения на каждого несовершеннолетнего, допускающего пропуски занятий. 

3.2. Информация  «Учет несовершеннолетних, не посещающих учебные занятия  по  неуважительной причине», направляется образовательным учреждением  в орган Управления образованием. Информация предоставляется   на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя  образовательного учреждения и печатью,  ежемесячно.

3.3. Орган управления образованием обеспечивает учет несовершеннолетних, допускающих необоснованные пропуски учебных занятий, ежемесячно информирует Министерство образования Московской области.

3.4. Руководители образовательных учреждений несут в соответствии  с действующим законодательством ответственность за достоверность сведений  о несовершеннолетних, не обучающихся или пропускающих без  уважительных причин занятия в образовательных учреждениях.   

 

4.                Порядок снятия несовершеннолетнего с внутришкольного учета в МОУСОШ

 

Снятие несовершеннолетнего с учета  в МОУСОШ проводится по решению школьного Совета профилактики о снятии с внутришкольного учета (выписка из протокола Совета профилактики).

 

5 . Организация ведения профилактической работы

 

5.1. Ответственность за  полный охват несовершеннолетних обязательным общим образованием   и сохранением  контингента обучающихся до окончания ими образовательного учреждения, а также   посещение несовершеннолетними учебных занятий возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления и образовательные учреждения.

5.2. При  планировании  профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст. 9, 14 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательное учреждение обязано  информировать  учреждения и органы системы профилактики  в соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а также о  принятых образовательным учреждением мерах.

5.3. Количество обращений образовательных учреждений в   органы и учреждения системы профилактики в целях получения помощи  и  принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению не ограничено. При этом следует запрашивать письменные ответы.

5.4. Со всеми несовершеннолетними, находящимися в банке данных о несовершеннолетних,  не посещающих или систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях без уважительных причин, образовательным учреждением проводится индивидуальная профилактическая работа, направленная на недопущение пропусков занятий:

- постоянный, ежедневный контроль  и учет посещаемости несовершеннолетними занятий;  

- организация индивидуальной работы с несовершеннолетними, испытывающими затруднения в освоении учебных программ;

- ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;  

- своевременное   и незамедлительное   информирование учреждений  и органов системы профилактики об обучающихся.

 

Если ребенок  впервые ушел из дома …

(памятка для родителей)

 
  1. Не паникуйте. Вспомните, что предшествовало его уходу. Выясните, кто видел его последним. Проанализируйте поведение и высказывание ребенка накануне ухода.
  2. Для исключения разного рода несчастных случаев наведите справки  «Скорой помощи» и полиции.
  3. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. Не поленитесь, по возможности, их перепроверить. Выясните, о чем были разговоры, каковы были намерения ребенка во время его последних встреч с друзьями.
  4. При обнаружении  местоположения ребенка не спешите силой его вернуть домой – результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один,  побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.
  5. Вступите с ребенком в переговоры, убедите выслушать вас и выслушайте его. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, если даже это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы в чем – то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.
  6. Старайтесь не обсуждать сложившую ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.
  7. В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Тем более не стоит рассказывать обо всем вашим друзьям и родственникам, не исключено, что ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго останется непутевым.
  8. Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей – в возвращении на учебу, работу и т. п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание доверия.

 

Нужен ли ребенку в школе сотовый телефон?

( памятка для родителей и педагогов)

     Мобильные телефоны стали еще одной проблемой современной школы. Мелодии, звучащие на уроках,  посылаемые SMS отвлекают учеников и мешают им.  Кражи телефонов провоцируют конфликты в школе и жалобы родителей.  Излучение от сотовых оказывает вредное воздействие на здоровье растущего организма.

     Дети начинают пользоваться сотовыми телефонами с 7 – летнего возраста, иногда даже раньше.

     Частое использование мобильного телефона может стать причиной рака, но экспериментальных данных, подтверждающих  или опровергающих влияние сотовых телефонов на детский организм, в России получено не было.

     Но, тем не менее, ученые рекомендуют использовать мобильные телефоны детям до 16 лет только для важных звонков, так как нервная система пока еще в стадии  развития.

     Нельзя сбрасывать со счетов различные учреждения о том,  что мобильные телефоны могут вызвать доброкачественные опухоли, когнитивные расстройства и даже влиять на структуру ДНК.

    Специалисты предостерегают родителей и учителей, а также рекомендуют не разрешать детям чрезмерно часто пользоваться сотовыми телефонами.

 

Правила пользования сотовыми телефонами в образовательном учреждении.

Общие правила:

  • сотовый телефон является личной собственностью учащегося и сотрудника школы;
  • администрация школы не несет ответственности за личные вещи учащихся и сотрудников школы.

На занятиях:

  • во время урока звуковой сигнал сотового телефона необходимо отключить;
  • учащимся во время урока запрещается пользоваться сотовым телефоном;
  • во время урока педагог не имеет права брать на хранение сотовые телефоны учащихся и не несет ответственности за их сохранность.

На переменах до и после окончания занятий:

  • в целях сохранности телефона не следует оставлять сотовый телефон без присмотра;
  • не следует ни под каким предлогом передавать сотовый телефон в чужие руки.

 

© ozerysoshone

Бесплатный хостинг uCoz